В семейной системной терапии существует много методов для работы с семьей, но сейчас хочется остановиться на методе, без которого не проходит ни одна консультация. Речь пойдет о генограмме. Что же это такое?
Генограмма — это схема, которая отражает всю историю расширенной семьи (минимум 3−4 поколения). В том числе в генограмме можно отразить тех, к кому есть особое эмоциональное отношение: близких друзей, начальника, индивидуального психолога и т. д.
Генограмма — это схема, которая отражает всю историю расширенной семьи (минимум 3−4 поколения). В том числе в генограмме можно отразить тех, к кому есть особое эмоциональное отношение: близких друзей, начальника, индивидуального психолога и т. д.
Генограмма включает:
— даты (рождения, смерти, заключение брака, развод, продолжительность брака, значимые события для семьи и т. д.);
— родственные связи (родители, бабушки, дедушки, братья/сестры, мамы/папы и другие родственники);
— также семейный психолог в ходе консультации отмечает, какие взаимоотношения между всеми членами семьи (варианты см. на рис. 2);
— где кто живет и были ли переезды, когда;
— трудные для семьи темы, тайны, мифы;
— семейные роли;
— характеристики членов семьи (тетка-мегера, дедушка-кровопийца, божий одуванчик, Золушка и т. д.);
— различные семейные симптомы (болезни, зависимости и т. д.).
Для чего же нужно такое подробное исследование?
В рамках системного семейного подхода человек рассматривается в контексте семьи: «Я влияю на свою семью, и семья влияет на меня. Мы все связаны друг с другом». Таким образом, генограмма позволяет увидеть человека в свете его отношений в семье; понять, почему именно сейчас он обращается за помощью; увидеть семейный сценарий, семейный миф, психосоматические симптомы; выявить закономерности в жизни человека. И на основе этого составить план психологической помощи.
Как составить генограмму?
Как и любая схема генограмма имеет свои условные обозначения.
— даты (рождения, смерти, заключение брака, развод, продолжительность брака, значимые события для семьи и т. д.);
— родственные связи (родители, бабушки, дедушки, братья/сестры, мамы/папы и другие родственники);
— также семейный психолог в ходе консультации отмечает, какие взаимоотношения между всеми членами семьи (варианты см. на рис. 2);
— где кто живет и были ли переезды, когда;
— трудные для семьи темы, тайны, мифы;
— семейные роли;
— характеристики членов семьи (тетка-мегера, дедушка-кровопийца, божий одуванчик, Золушка и т. д.);
— различные семейные симптомы (болезни, зависимости и т. д.).
Для чего же нужно такое подробное исследование?
В рамках системного семейного подхода человек рассматривается в контексте семьи: «Я влияю на свою семью, и семья влияет на меня. Мы все связаны друг с другом». Таким образом, генограмма позволяет увидеть человека в свете его отношений в семье; понять, почему именно сейчас он обращается за помощью; увидеть семейный сценарий, семейный миф, психосоматические симптомы; выявить закономерности в жизни человека. И на основе этого составить план психологической помощи.
Как составить генограмму?
Как и любая схема генограмма имеет свои условные обозначения.
(РИС.1)
(РИС.2)
Семейный психолог составляет генограмму на этапе первичного звонка, чтобы определиться с тем составом, который необходим для консультации с целью наиболее эффективной работы.
Далее в процессе работы семейный психолог постоянно добавляет в нее все более новые сведения, которые он получает от семьи.
Далее в процессе работы семейный психолог постоянно добавляет в нее все более новые сведения, которые он получает от семьи.
Рассмотрим на конкретном примере.
ГЕНОГРАММА - СЕМЬЯ ДАША И САША
ГЕНОГРАММА - СЕМЬЯ ДАША И САША
К нам обратилась молодая девушка, назовем ее Даша[1], с запросом: «Мы с моим молодым человеком Сашей не понимаем, как дальше жить, постоянно ссоримся, хотим быть вместе, но жить вместе не получается».
В ходе телефонного разговора была построена генограмма. На консультацию были приглашены девушка Даша (25 лет, круг с числом 25, внизу справа), ее молодой человек Саша (30 лет, квадрат с числом 30, внизу слева), их родители (пары вверх от Даши и Саши) и брат девушки (21 год, квадрат с числом 21, справа от Даши) с сестрой молодого человека (42 года, круг с числом 42, слева от Саши).
Пара периодически живет вместе в течение 1 года 4 месяцев (на генограмме Даша и Саша соединены, указано совместное время проживания). Девушка живет то с родителями (отец — «проблемы с алкоголем"(подпись алко), мама «сильно страдает, много работает», они долго вместе, но разводились на несколько лет, потом опять поженились) и братом-«игроманом» («живет за счет родителей, ничего не хочет»), то с молодым человеком, у которого сейчас финансовые трудности, «поэтому мы то можем жить вместе, то не можем». Молодой человек долго не общался со своими родителями, поссорился с родителями и с сестрой, уехал жить в другой город (обозначен разрыв отношений). Совсем недавно начал созваниваться.
На первой консультации были молодая пара и родители с двух сторон. Родители познакомились друг с другом на консультации. Брат и сестра отказались прийти.
На основании анализа генограммы для работы с семьей мы составили предварительную гипотезу, в ходе консультации уточняли и достраивали ее. Что происходит и происходило в семейных системах молодых людей, какие там отношения, истории, зачем семье молодых людей такой симптом как «постоянные ссоры, жить вместе не получается», что мешает паре в развитии их отношений.
Пара проживает семейный кризис первого года (время «диады»), плюс накладываются нерешенные задачи добрачного периода, периода «монады» (одиночества).
Добрачный период или «время монады», период ухаживания (конфетно-букетный период) — это время получения профессии, созревание личности. «Становление на ноги» — финансовая и эмоциональная независимость от родителей. Желание встретить свою любовь. Ухаживания. Романтические отношения.
В принципе чтобы успешно пройти эту фазу, молодые люди должны решить следующие задачи:
(Далее желтым цветом выделены нерешенные задачи Саши и Даши из примера. Мы пишем предположения по каждому члену семьи — кто, что делает в системе и ЗАЧЕМ, чем это выгодно каждому из системы, что произойдет, если кто-то из системы поменяет свое поведение, отношение и т. д. Для примера написали про первую задачу сепарации про молодую пару)
Даша. Сильно включена в семью родителей, выполняет функцию эмоционального мужа мамы и бабушки. Функция родителя для своего младшего брата. Финансово участвует в жизни родителей, выполняет функцию родителя по отношению к своим родителям, что не соответствует возрасту родителей, они сами о себе могут заботиться. Физически живет вместе со своими родителями, что сильно затрудняет ее эмоциональную и физическую независимость. Практически все ее силы уходят на родительскую семью и семью дедушки-бабушки и брата, на создание своей семьи, своей жизни времени и сил не остается. Выгоды Даши: в семье она занимает лидерскую, авторитетную позицию, у нее есть власть, контроль, уважение, значимость, так она не сталкивается с одиночеством, она всегда нужна, не нужно рисковать создавать свою собственную семью, можно оставаться в позиции ребенка.
Саша. Попытка сепарироваться от родителей через полный разрыв отношений и переезд в другой город, отношения с девушкой, но сепарацию так не происходит, наоборот, усиливается эмоциональная зависимость от родителей и сестры через разрыв отношений. Неопределенность с профессией и работой, финансовая нестабильность и финансовая зависимость от семьи. Тем самым Саша выполняет функцию объединения семьи, объединения родителей, которые все время вынуждены вместе решать его вопросы, сложности, обеспечивать его деньгами, способ родителей поддерживают свои отношения, не разводиться. Выгоды: занимает важную роль «объединяющего» всю свою семью, если он перестанет это делать, станет финансово независим, то семья может перестать существовать, так как родителям придется встретиться друг с другом и начать разговаривать, выяснять отношения. Не создавать свою семью, не брать на себя ответственность.
Заключение брака, образование новой семейной пары, или «время диады».
Это — первый кризис, когда люди начинают жить вместе и должны договориться о том, по каким правилам это будет происходить.
Задачи:
На консультациях мы постепенно дополняем, расширяем данные генограммы. Генограмма позволяет нам оставаться в нейтральности, вне семьи, сохранять системное видение, не искать «виноватых», сосредотачиваться на взаимосвязях, отношениях между членами семьи. Постепенно становится понятно, какие отношения между членами семьи, что мешало решить жизненные задачи обратившейся семьи, какие семейные мифы, тайны, сценарии препятствуют развитию отношений, какие дисфункциональные коалиции, нарушения подсистем и их границ имеются; как семья может измениться, что каждый член семьи может сделать сейчас, хотят ли они изменений, готовы ли они расстаться со своими выгодами и т. д.
В данном примере после 3х консультаций (первая — с родителями, последующие — вдвоем) молодые люди решили пожить вместе полгода и потом принять решение — расходиться или жениться.
ВАЖНО! Вы можете построить генограмму самостоятельно, но так как вы являетесь членом своей семьи — вы не можете мыслить объективно об отношениях, взаимосвязях и т. д., лучше всего за ее составлением обратиться к системному семейному психологу.
В ходе телефонного разговора была построена генограмма. На консультацию были приглашены девушка Даша (25 лет, круг с числом 25, внизу справа), ее молодой человек Саша (30 лет, квадрат с числом 30, внизу слева), их родители (пары вверх от Даши и Саши) и брат девушки (21 год, квадрат с числом 21, справа от Даши) с сестрой молодого человека (42 года, круг с числом 42, слева от Саши).
Пара периодически живет вместе в течение 1 года 4 месяцев (на генограмме Даша и Саша соединены, указано совместное время проживания). Девушка живет то с родителями (отец — «проблемы с алкоголем"(подпись алко), мама «сильно страдает, много работает», они долго вместе, но разводились на несколько лет, потом опять поженились) и братом-«игроманом» («живет за счет родителей, ничего не хочет»), то с молодым человеком, у которого сейчас финансовые трудности, «поэтому мы то можем жить вместе, то не можем». Молодой человек долго не общался со своими родителями, поссорился с родителями и с сестрой, уехал жить в другой город (обозначен разрыв отношений). Совсем недавно начал созваниваться.
На первой консультации были молодая пара и родители с двух сторон. Родители познакомились друг с другом на консультации. Брат и сестра отказались прийти.
На основании анализа генограммы для работы с семьей мы составили предварительную гипотезу, в ходе консультации уточняли и достраивали ее. Что происходит и происходило в семейных системах молодых людей, какие там отношения, истории, зачем семье молодых людей такой симптом как «постоянные ссоры, жить вместе не получается», что мешает паре в развитии их отношений.
Пара проживает семейный кризис первого года (время «диады»), плюс накладываются нерешенные задачи добрачного периода, периода «монады» (одиночества).
Добрачный период или «время монады», период ухаживания (конфетно-букетный период) — это время получения профессии, созревание личности. «Становление на ноги» — финансовая и эмоциональная независимость от родителей. Желание встретить свою любовь. Ухаживания. Романтические отношения.
В принципе чтобы успешно пройти эту фазу, молодые люди должны решить следующие задачи:
(Далее желтым цветом выделены нерешенные задачи Саши и Даши из примера. Мы пишем предположения по каждому члену семьи — кто, что делает в системе и ЗАЧЕМ, чем это выгодно каждому из системы, что произойдет, если кто-то из системы поменяет свое поведение, отношение и т. д. Для примера написали про первую задачу сепарации про молодую пару)
- достичь эмоциональной и финансовой независимости от родителей;
Даша. Сильно включена в семью родителей, выполняет функцию эмоционального мужа мамы и бабушки. Функция родителя для своего младшего брата. Финансово участвует в жизни родителей, выполняет функцию родителя по отношению к своим родителям, что не соответствует возрасту родителей, они сами о себе могут заботиться. Физически живет вместе со своими родителями, что сильно затрудняет ее эмоциональную и физическую независимость. Практически все ее силы уходят на родительскую семью и семью дедушки-бабушки и брата, на создание своей семьи, своей жизни времени и сил не остается. Выгоды Даши: в семье она занимает лидерскую, авторитетную позицию, у нее есть власть, контроль, уважение, значимость, так она не сталкивается с одиночеством, она всегда нужна, не нужно рисковать создавать свою собственную семью, можно оставаться в позиции ребенка.
Саша. Попытка сепарироваться от родителей через полный разрыв отношений и переезд в другой город, отношения с девушкой, но сепарацию так не происходит, наоборот, усиливается эмоциональная зависимость от родителей и сестры через разрыв отношений. Неопределенность с профессией и работой, финансовая нестабильность и финансовая зависимость от семьи. Тем самым Саша выполняет функцию объединения семьи, объединения родителей, которые все время вынуждены вместе решать его вопросы, сложности, обеспечивать его деньгами, способ родителей поддерживают свои отношения, не разводиться. Выгоды: занимает важную роль «объединяющего» всю свою семью, если он перестанет это делать, станет финансово независим, то семья может перестать существовать, так как родителям придется встретиться друг с другом и начать разговаривать, выяснять отношения. Не создавать свою семью, не брать на себя ответственность.
- принять на себя ответственность за себя и качество своей жизни;
- получить профессию, занять адекватный возрасту социальный статус;
- иметь мотив вступления в брак;
- осуществлять поиск брачного партнера;
- развить навыки ухаживания и привлечения партнёра.
Заключение брака, образование новой семейной пары, или «время диады».
Это — первый кризис, когда люди начинают жить вместе и должны договориться о том, по каким правилам это будет происходить.
Задачи:
- выработать и согласовать общие семейные ценности и семейный уклад;
- распределить семейные роли;
- решить вопросы главенства, лидерства;
- установить общий семейный бюджет,
- решить квартирный вопрос (место проживания своей семьи);
- пройти «притирку» — брачную адаптацию (ценности, интересы, характер, индивидуальность, сексуальность, профессия, личные цели каждого из партнеров),
- Из «Я» и «Ты» сформировать семейную общность — «Мы», выработать общую позицию в отношении будущего семьи, обозначить основные планы и жизненные цели;
- договориться об организации досуга и отдыха;
- установить отношения с родителями и родственниками каждого из супругов.
На консультациях мы постепенно дополняем, расширяем данные генограммы. Генограмма позволяет нам оставаться в нейтральности, вне семьи, сохранять системное видение, не искать «виноватых», сосредотачиваться на взаимосвязях, отношениях между членами семьи. Постепенно становится понятно, какие отношения между членами семьи, что мешало решить жизненные задачи обратившейся семьи, какие семейные мифы, тайны, сценарии препятствуют развитию отношений, какие дисфункциональные коалиции, нарушения подсистем и их границ имеются; как семья может измениться, что каждый член семьи может сделать сейчас, хотят ли они изменений, готовы ли они расстаться со своими выгодами и т. д.
В данном примере после 3х консультаций (первая — с родителями, последующие — вдвоем) молодые люди решили пожить вместе полгода и потом принять решение — расходиться или жениться.
ВАЖНО! Вы можете построить генограмму самостоятельно, но так как вы являетесь членом своей семьи — вы не можете мыслить объективно об отношениях, взаимосвязях и т. д., лучше всего за ее составлением обратиться к системному семейному психологу.
Авторы:
ссылка: t.me/psyhologgorulyova gorulyova.ru
- Вера Федотова, семейный психолог, системный семейный терапевт, член Альянса Системных Семейных Терапевтов, член Санкт-Петербургского Союза Помогающих Специалистов, руководитель «Семейного клуба Веры Федотовой»
- Ольга Горулёва, православный психолог, системный семейный терапевт, член Альянса Системных Семейных Терапевтов
ссылка: t.me/psyhologgorulyova gorulyova.ru
[1] Любые совпадения с примером случайны